Рынок керамической плитки и керамического гранита

Особенности рынка керамической плитки и керамогранита

На рынке принципиально различаются системы сбыта в сегментах керамической и керамогранитной плитки: керамогранит – продукт, предназначенный в большей степени для корпоративного потребителя; потребителями керамической плитки являются, в основном, домохозяйства. Соответственно, в системе дистрибуции керамического гранита розничное звено играет незначительную роль, причем, присутствует в рознице, главным образом, импортный керамогранит.

На уровне розницы, самым «нецивилизованным», и, при этом, наиболее распространённым форматом являются строительные рынки: через них реализуется более половины объема предложения керамической плитки, это преимущественно низкий и средний ценовой сегменты.

В 2011 году рынок керамической плитки и керамогранита вернулся к докризисному уровню и продолжил свой рост. В 2012 году достигло докризисного уровня внутреннее производство, а рынок вырос на 16% до 218,8 млн. кв. м., при этом экспорт российской плитки увеличился еще больше – на 21%. В значительной степени это произошло за счет Таможенного союза, в частности экспорт в Казахстан увеличился на 23%.

Рынок приближается к насыщению; активный рост после кризисного падения сменится стабилизацией, темпы его роста будут замедляться, по сравнению с периодом до кризиса.

График 1. Объем потребления керамической плитки и керамогранита в 2003-1012гг., млн кв.м.

График 2. Динамика и структура рынка керамической плитки и керамогранита в 2003-2012 гг., млн кв.м.

Доля импорта на рынке керамической плитки и керамогранита в 2012 г. ~ 36%

График 3. Структура рынка керамической плитки по видам продукта на 2012 г., в % к итогу

Соотношение керамической плитки и керамогранита на рынке - 64% к 36%.

Выводы

• По итогам 2011 г. объем рынка керамической плитки и керамогранита превысил докризисный уровень, а в 2012 г. и отечественное производство вышло на уровень 2008 г.

• Рынок керамической плитки и керамогранита в среднесрочной перспективе будет расти со снижающимися темпами.

•  Доля керамогранита в структуре рынка увеличивается и составляет на текущий момент больше трети объема предложения.

• Лидерами среди импортной продукции на рынке являются Украина и Беларусь, однако в категории керамогранит в 2012 г. лидировал Китай с долей 41,1%, продукция которого относится преимущественно к низкому и среднему ценовому сегменту.

• Снижение в ближайшие годы темпов роста спроса на керамическую плитку может существенно повлиять на обострение конкуренции среди производителей.